(050)763-78-89




НовостиНаша КомандаДневники, отзывыКалендарь событийЗаписки туриста

Кижи

     Карелия была заселена людьми еще в VI-V тысячелетии до н.э., об этом свидетельствуют археологические раскопки и наскальные рисунки - петроглифы. Само название "Кижи" связано с жившим тут прежде карельским населением. На карельском языке слово "кижат" означает "игрище". Возможно, на этом острове собирались карелы для проведения своих языческих праздников.

     В X-XII веках остров стал заселяться переселенцами из Новгорода. Но в летописях первое упоминание о поселении на острове Кижи встречается впервые под 1496 годом, когда эти земли уже принадлежали Московскому государству. Тогда остров Кижи был центром большого округа - Спасского Кижского погоста, который объединял деревни соседних островов и самого Заонежского полуострова. Уже к XVII веку таких деревень насчитывалось более 130. На погосте протекала будничная жизнь большого округа. Здесь располагались амбары и лавки для проходивших по определенным дням ярмарок, когда стекались огромные массы людей из окрестных деревень. Множество лодок виднелось на озере, для приезжающих даже строили специальные "дворы на приезд". 


     История Кижей тесно связана с жизнью всего Заонежского края, среди местных жителей которого было много талантливых, умелых мастеров, плотников-древоделов, оставивших нам великолепные образцы деревянного зодчества, о чем свидетельствует, в первую очередь, ансамбль древнего Кижского погоста.

     Еще в петровскую эпоху появилось на погосте самое значительное его сооружение - церковь Преображения (1714 год), которая стала смысловым центром всего ансамбля. Преображенская церковь считается самой сложной, наиболее богато украшенной среди памятников северного деревянного зодчества. Церковь увенчана двадцатью двумя главами, эта "несравненная сказка куполов" придает зданию особое величие и царственность. Нижняя часть здания - ярусная (три восьмигранника поставлены один на другой). К нижнему "восьмерику" примыкают четыре расположенные по сторонам света прямоугольных "прируба", образуя в плане крест. Кроме того, с востока пристроен алтарь с главой, а с запада - трапезная с открытым широким крыльцом, с верхней площадки которого видны озерные проливы и дальние деревни. Производит сильное впечатление залитое светом внутреннее пространство храма и великолепный четырехъярусный иконостас, выполненный в середине XVIII века.


     Покровская церковь (1764 г.) меньше и скромнее Преображенской. Такого характера церкви нередко встречались на Севере, но она выделяется среди других стройными удлиненными пропорциями, изяществом девяти своих глав, стоящих на небольших восьмигранниках, что и придает церкви такую легкость. Внутреннее убранство Покровской церкви утрачено. После реставрации выполнен новый иконостас, характерный для северных церквей, он собран из заонежских икон XVII-XVIII веков. 


     Шатровая колокольня (1874 год) - самое позднее сооружения Кижского ансамбля. Удачно расположенная между церквями, она продуманной простотой своего очертания оттеняет роскошные формы обеих церквей. 


     Старинная бревенчатая крепостная стена, которой был обнесен погост, сохранялась только до XVIII века, о чем свидетельствуют старинные гравюры. При реставрации 1959 года она была воссоздана по образцу сохранившейся ограды Ильинского погоста на Водлозере. Не устаешь удивляться вкусу и чувству меры безвестных мастеров, расположивших все постройки ансамбля таким образом, что, обходя его вокруг, видишь все время меняющиеся картины, все новые и новые ракурсы, при этом церкви как будто сливаются в одно фантастическое сооружение, а потом разбегаются. Изумительно сочетание серо-коричневых тонов бревенчатых стен церквей с серебристым, более светлым, цветом покрытия глав из осинового лемеха - и все это на фоне холодного северного неба! 


     Кроме Кижского погоста в музее под открытым небом имеются еще памятники деревянного зодчества, перевезенные из разных районов Карелии. Это прежде всего культовые сооружения. Древнейшее из них - маленькая Лазаревская церковь из бывшего Муромского монастыря (до 1391 г.), предназначавшаяся для монастырского кладбища, о чем упоминает писцовая книга 1563 г: "...за манастырем церковь Лазорь святый на гробищах." 

     Находятся в Кижах и две часовни XVIII века - из Леликозера (Заонежский полуостров) и непохожая на нее из деревни Кавгоры (Кондопожский район). 

     Избы, амбары, мельницы, стоящие на Кижском острове, раскрывают перед нами область деревянного зодчества - жилое и светское строительство. Наиболее интересный памятник жилой архитектуры в Кижах - дом Ошевнева (XIX в.) из деревни Ошевнево. Это характерный тип жилых построек, сложившийся на Севере. Большой двухэтажный дом, объединяющий под одной крышей жилые и хозяйственные помещения, отвечал требованиям суровой зимы и особенностям быта местных крестьян. Дома непременно украшались нарядными галереями и узорными наличниками. 


     Деревянное зодчество Карелии - это целая эпоха в истории русской культуры. Сложнейшие реставрационные работы, проведенные нашими специалистами, дали возможность как можно более точно воссоздать облик великолепных памятников архитектуры, выполненных безвестными мастерами.



 

    

 

Фотогалерея :: Кижи