(050)763-78-89




НовостиНаша КомандаДневники, отзывыКалендарь событийЗаписки туриста

История лавры, интересные места и памятники в Святогорске.

     В Святогорске можно не только хорошо отдохнуть, но и узнать много интересного. История Святогорья таит в себе немало тайн и увлекательных фактов. Безусловно, самыми популярными и привлекательными для туристов объектами, являются Святогорская Свято-Успенская Лавра, подземный пещерный комплекс, Скит Всех Святых земли Русской и уникальный памятник революционеру Артему.


     Самое первое письменное упоминание о местности "Святые Горы" относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал о том, что русские воины сообщили ему о наличии возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, каких-то мраморных и каменных статуй и изваяний. Несомненно, что святость живших здесь еще до XVI века иноков и подвижников стяжала и соответствующее название самому этому месту - Святые Горы. 


     С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название "Великий Перевоз" и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название "Посольский шлях". 


     Следует заметить, что, несмотря на неблагоприятные условия жизни, обитель радушно принимала под свой кров всех, кто нуждался в ее помощи. Она была некоторого рода богадельней, где находили себе приют раненые, бежавшие пленники и странники. Нравственное влияние монастыря было так велико, что даже воровские черкасы приходили туда на покаяние и богомолье. 

     В конце XVII в. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 г. был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. - новый каменный Успенский собор. 


     В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический - Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. Петра и Павла и неосвященный храм в ("Святом месте") разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет. 

     В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. Первым настоятелем после открытия Святейший Синод назначил казначея Глинской пустыни иеромонаха Арсения (впоследствии архимандрит), предызбранного новыми владельцами Святогорского поместья, Татьяной Борисовной и Александром Михайловичем Потемкиными. 

      В этот период своего существования, охвативший 2-ю половину XIX в. и начало XX в., святая обитель имела особое Божие благословение. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом - больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие, которые приносили двоякую пользу: братия трудилась, избегая праздности, и обитель сокращала свои расходы на покупку многих вещей. 


     В 1879 г. в монастыре начала работать своя собственная фотостудия, которой заведывал основательно знающий фотографическое искусство монах Тимон. Многие виды обители, сделанные в ней в то время, сохранились до ныне и по прежнему поражают своим качеством даже опытных фотографов. 

     В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его. Обычаи и порядки были так прекрасны, что среди местного населения ходила поговорка: "Хорошо, как в Святых Горах".


     В XIX в. Святые Горы стали центром богомолья не только для юга России, Дона и Кавказа, но и для севера, откуда также приходило множество паломников и богомольцев, которые заходили в обитель по пути из Воронежа в Киев. Некогда запустевшая Святогорская обитель за короткий период была украшена многими царскими дарами, обогащена вкладами различных жертвователей и благотворителей и сделалась известною и славною по всей России. 

     В годы первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей Харьковской епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. В 1915 г. на средства обители был построен лазарет для раненых на 60 человек, а также принято на постой около 700 человек беженцев. 

    События 1917 года и приход новой Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года. Для братии обители отнятие церковных ценностей местными властями, большевистские грабежи и убийства были совершенно неожиданным и ошеломляющим событием. 


     Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда, воспитание которых проводилось в соответствующем коммунизму духе. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса. 

     Наступил долгий период запустения и осквернения святой обители. Большевиками были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи и благолепие архитектуры. Соборный храм перестроен под кинотеатр, а в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре на месте Престола - самого святого места в храме. Позже были разрушены до основания церкви Преображения Господня, преподобного Арсения Великого в "Святом месте", Ахтырской иконы Божией Матери на больничном хуторе и Всех святых на монастырском кладбище. 


     С образованием в 1922 году на территории Святогорской обители Дома Отдыха и санатория пещеры и пещерные храмы также испытали на себе разорительную руку новой власти. В подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских было устроено овощехранилище, просуществовавшее до 1986 года, а в храме преподобного Алексия, человека Божия, в 30-х годах власти открыли музей антирелигиозной пропаганды, бесследно исчезнувший в годы Великой Отечественной войны. Во время реставрационных работ 80-х годов на стенах храма специалисты обнаружили следы живописи, относящейся ко времени функционирования музея. По воспоминаниям очевидцев, росписи были антирелигиозного содержания. Вместе с соответствующими изображениями весь интерьер храма был приспособлен советскими идеологами под "комнату пыток": ризница и пономарка выдавались за камеры-одиночки, а остатки железных крюков для крепления иконостаса - за дыбу. 

     В годы Великой Отечественной войны все экспонаты музея исчезли, как и его руководитель Наталушко О.Г., репрессированный сталинским режимом.

     В 1927 г. как символ победы и господства революции воздвигнут памятник Артему. Возвышавшийся на соседней горе двухэтажный храм Преображения Господня уже был к этому времени взорван. Пришли в запустение и варварски разобраны храмы в Ахтырском, Арсеньевском и Спасовом скитах.

     В годы Великой Отечественной войны обитель подверглась еще большему разрушению. В 1942 г. с разрешения немецких властей, на территории которых находился монастырь, на короткий период обитель была вновь открыта в качестве прихода, но просуществовала недолго. В 1947 г. взорван кладбищенский Всехсвятский храм, а в 1960-х годах уничтожены все монастырские кладбища. После войны в 1950-х годах главная святыня обители, Успенский соборный храм, в краткие сроки перестроен под кинотеатр, а трапезная церковь Рождества Богородицы - под столовую санатория Артема.

     ...Однако прошло 70 лет разрухи, и в 1992 г. исполнились пророчества многих Святогорских старцев, которые были свидетелями закрытия обители: монастырь был восстановлен и возвращен Русской Православной Церкви. 29 мая 1992 года при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возобновлены регулярные богослужения в Успенском соборе. 


     В Святогорской Лавре находятся две самые главные святыни Донецкого края: Святогорская икона Божьей Матери и мощи преподобного Иоанна Затворника.

Покровская Церковь Свято-Успенской Лавры.

     При формировании архитектурного ансамбля Святогорского монастыря использовались проектные разработки известного российского архитектора, автора проектов храма Христа Спасителя, Кремлевского дворца в Москве Константина Тона. К числу его выдающихся произведений можно причислить и Покровскую церковь Святогорского монастыря. Построена она в 1850 году на средства монастыря и графа Потемкина. 


     Над зданием церкви возвышается колокольня, построенная в классическом стиле. Накладные колонны строго цилиндрической формы, купол без граней, основанием вписывающийся в окружность и строгие архитектурные профили под ним - вот основные признаки классицизма. 


     Известно, что звуки хорошо разносятся над водой, так что не удивительно, что вдоль Донца звон на колокольне Покровской церкви слышен и за десять километров. В барабане колокольни были встроены часы, сделанные мастером самоучкой, монахом Антонином.

Успенский Собор Свято-Успенской Лавры.

     Успенский собор является главным храмом обители. Возведен он в 1859-1868 годах по проекту Петербургского академика А.М. Горностаева. 


     Это наиболее монументальное сооружение монастыря сочетает в себе элементы русского и византийского архитектурного стиля. Золотые купола Руси... Кто не слышал этого выражения! Но это не только поэтический образ. Не медью, не латунью, а именно золотом, и, притом, золотом самой высшей, 999, пробы покрывают купола. Для этого используют так называемое сусальное золото. И нет более красивого зрелища, чем золотые купола церквей, сияющие под солнцем! 

     Купол храма это не просто символ и украшение. В давние времена, когда христианство только зарождалось, на три века Римский император загнал христиан в катакомбы. Но катакомбы - это полукруглые своды. Здесь сложилась культура подкупольного пения, ведь в языческие времена пели не в самом храме, а около него. Когда же христиане вышли на поверхность, оказалось, что в античной церкви петь нельзя. Не поется. Тогда и вспомнили о куполе, ведь его знали и раньше. Словно бы извлекли из-под земли катакомбный свод и поместили его на базилику.

Церковь Антония и Феодосия Свято-Успенской Лавры.

     Сохранились остатки пещерной церкви Антония и Феодосия Киево-Печерских. Это сооружение относят к периоду зарождения христианской жизни в Святых горах. Ископано оно было не позднее конца XV века. Древнейшая история храма неизвестна. Он использовался монахами до конца XVIII века и впоследствии был заброшен. 


     За 56 лет запустения монастыря, храм занесло землей, и даже место его расположения было забыто. После восстановления обители в 1844 году, монах Феофил несколько раз на этом месте видел ночью свет, идущий как бы из-под земли. Поиски его источника не к чему ни привели. Тогда обратились к старожилам здешних мест, и один 100-летний старец, впоследствии монах Мафусаил, из села Богородичного вспомнил о древней заброшенной церкви. 

     Она была отрыта, расчищена, и освещена во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских. Это был небольшой храм, находящийся в глубине скалы, состоящий из маленького помещения для проведения служб, и нескольких прилегающих к нему пещерок с могилками. 


     На поверхности, при входе в церковь, было расположено кладбище благодетелей обители. На нем были похоронены весьма известные фамилии, - Куракины, Платовы, Голицыны, Юсуповы, Илловайские. Было здесь место и для супругов Потемкиных, - но судьба распорядилась иначе: они похоронены недалеко от Петербурга.

Церковь Николая Чудотворца Свято-Успенской Лавры.

     Церковь Николая чудотворца принадлежит XVII веку. Простота, и вместе с тем изящество линий, обуславливают красоту этого произведения искусства. 

     Говорят, во времена, когда здесь только зарождалась обитель; в старой Николаевской церкви, той, что в глубине утеса, в один прекрасный день на меловом столбе появилась икона Святителя Николая. Этот образ считается чудотворным, и является одной из главных святынь монастыря. 

      С этим столбом связано поверие, что его мел помогает от зубной боли. Но для этого необходимо взять и погрызть столб! Через некоторое время, в результате такого лечения, пришлось обложить изрядно похудевший столб кирпичом, чтобы не обрушились перекрытия. 


     Фотографии церкви Николая Чудотворца часто являются "визитной карточкой" Святогорска.

Часовня Андрея Первозванного Свято-Успенской Лавры.

     Именно об этом месте святитель Филарет сказал: "Здесь так близко от неба, и так далеко от земли! Если здесь не научишься молиться, то где!?.." Для этого и была создана эта часовня. 


     Часовня, это как бы маленькая частица храма, но, в отличие от церкви, не имеющая ни алтаря, ни престола, - здесь служатся только молебны. 

     Брат известного декабриста, друг Пушкина, человек, которому Лермонтов посвятил не одно стихотворение, - Андрей Муравьев, - часто бывал в имении Потемкиных и очень интересовался жизнью монастыря. Во имя его ангела - Андрея Первозванного - и была освящена часовня. 

     Часовня Андрея Первозванного также, по расположению, называется "Верхний павильон паломников". Поднимаясь по Кирилло-Мефодиевским сходам, они выходили на эту площадку и, естественно, останавливались взглянуть на великолепный пейзаж, открывающийся отсюда.

Скит Всех Святых земли Русской.

      Некоторым монахам жизнь в монастыре казалась слишком оживленной: множество паломников, пышные церковные службы - все это не давало им сосредоточиться на духовной жизни. Для таковых, к юго-востоку от Святогорской Лавры, в живописном меловом ущелье, был создан, удивительный по своей красоте, деревянный Скит Всех Святых. 


     Скит, или по-иному "особножительство", является особой, более строгой, формой монашеской жизни, при которой иноки размещаются "особно" - в отдельных маленьких домиках. По древним установлениям, жилища в скиту должны были располагаться на расстоянии "метания камня", то есть метрах в 40 друг от друга. Церковные службы в скиту совершались только по воскресеньям, в отличие от ежедневных литургий в монастыре. В будни скитяне практически не покидали своих келий. Жизнь скита наиболее соответствовала идеалам древнего отшельничества. 

      Деревянный храм, обнесенный частоколом - пожалуй, самое необычное из сооружений Святогорья. Это - Всехсвятский скит, или правильнее - Скит Всех Святых Земли Русской. Сейчас здесь уже живут монахи. К сожалению, попасть на его территорию можно только четыре раза в год - в скит удаляются, прежде всего для того, чтобы сократить до минимума контакты с окружающим миром.


     Скит Всех Святых возводится на месте скита Св. Арсения, разрушенного в период Великой Отечественной войны. Был у монастыря еще один скит - близ станции Борки на территории современной Харьковской области, основанный на месте железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г., во время которой чудом осталась в живых возвращавшаяся из Крыма царская семья.

Пещерный комплекс Лавры и Святогорского монастыря.

     Пещерный комплекс является древнейшей частью монастыря. Протяженность его более 800 метров. Находясь за чертою русских поселений, Святогорский монастырь в первое время подвергался страшным татарским набегам - не раз монахи и настоятели попадали в плен и томились в тяжелой неволе. Во время нападений, спасением для осажденных были пещеры, пронизывающие утес по всему его объему. Время возникновения пещер неизвестно. Ориентировочно, древнейшие из них относят к концу XI - началу XII века.


     К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов). 


     Бытует очень популярное мнение о тайном пещерном ходе из скалы к реке или даже на левый берег реки Донец. Достоверных источников, подтверждающих это, не найдено. Тайный ход к Донцу действительно мог существовать. Но так как он имел исключительно оборонное значение, то о его наличии могли знать очень немногие. 

     В этих меловых пещерах в течение 17 лет, практически безвыходно, жил и молился Св. преподобный Иоанн Затворник. Его келья находилась рядом с пещерной Николаевской церковью. До настоящего времени она не сохранилась: мел - мягкий камень, и за всю историю монастыря зафиксировано много случаев обрушения меловых сооружений. Поэтому сегодня вопрос сохранности пещер - один из самых актуальных.


Преподобный Иоанн Затворник Святогорский.

     Преподобный Иоанн Затворник (в миру Иван Крюков) родился в 1795 году в городе Курске. С детства горел любовью к монашеству, особенно к подвигу затвора, но его благочестивому желанию суждено было исполниться только после нелегких испытаний тяжелого, безрадостного детства в наймах и после жизни семейной, к которой он был принужден против своей воли матерью. После смерти жены в 1839 году будущий затворник поступил в Глинскую пустынь под руководство старца-игумена Филарета. 


      С самого поступления в монастырь Иван Крюков отличался простотой и искренностью, усердием и неутомимостью в молитве, которую сопровождал многими земными поклонами. Через 7 лет он был пострижен в мантию с именем Иоанникия и назначен экономом обители. С возобновлением Святогорского Успенского монастыря в 1844 году часть Глинской братии, среди которой был и монах Иоанникий, возглавляемая казначеем иеромонахом Арсением, перешла на жительство в восстанавливаемую обитель Божией Матери. Оставленный в должности эконома преподобный много потрудился для благоустройства Святогорья. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой и затворился в 1850 году по благословению настоятеля. Через два года был пострижен в схиму с именем Иоанн.

     Вот как передает А.Ф. Ковалевский, очевидец подвигов затворника, описание быта его скромной келии: "Представьте себе тесную и низкую келию, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии. Атмосфера келии резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный (только через 5 лет в его келий была устроена печь). Все убранство келии составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику, претружденному подвигом бдения молитвенного. Вот все успокоение, которое дозволял себе подвижник: затем небольшой аналой у святых икон, деревянный обрубок, служивший вместо стула, кувшин для воды, горнец для пищи, нагольный тулуп, ветхая мантия с епитрахилью и неугасаемая лампада - удовлетворяли все жизненные потребности затворника, да еще неизменные его тяжелые железные вериги и жесткая власяница, которые носил он на своем теле и которые сами составляли немалое испытание своей тяжестью и остротой. Правило молитвенное по заповеди отца Арсения совершал он следующее: в сутки полагал 700 поклонов земных, 100 поясных, произносил молитв Иисусовых 5000, Богородичных 1000, читал акафисты Сладчайшему Иисусу, Богоматери и Страстям Христовым.


     Сырость была такая, что одежда недолго служила, видимо истлевала и распадалась. Мириады насекомых кишели в келье, в гробу и одеждах подвижника, уязвляли до крови его тело и нарушали его покой, если только можно назвать покоем ложе в гробу при такой обстановке. Но крепость духа подвижника Божия была поистине изумительна: все терпел он мужественно ради Господа и спасения своей души; страдания Господа всегда представлял он взором души своей и, противопоставляя им свой подвиг, считал его ничтожным от искреннего сердца". 

     В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет. За подвижническую, самоотверженную любовь к Богу и ближним Господь еще при земной его жизни сподобил благодатных даров непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости и чудотворений. За неделю до смерти по воле настоятеля тяжело больной старец был перевезен на больничный хутор Ахтырской Божией Матери, где 24 августа 1867 года мирно скончался. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления от неизлечимых болезней. 


     24 августа 1995 года преподобный Иоанн Затворник Святогорский был причислен Украинской Православной Церковью к лику святых. Всечестная глава его благоговейно хранится в Свято-Успенском соборе обители, где еженедельно по четвергам перед Литургией служится молебен у раки святого, от которого подаются исцеления и помощь всем с верою притекающим. Ежегодно в день памяти преподобного - 24 августа совершается крестный ход вокруг обители с его мощами, на который собирается до 10000 паломников.

Пещерный монашеский скит.

     В километрах двух к западу от Святогорской Лавры, недалеко от берега Северского Донца, сохранился пещерный монашеский скит. Возможно, таких скитов сохранилось еще несколько по высокому меловому правому берегу Донца, и с такого скита начиналась и сама нынешняя Лавра. 


     Вход в пещеру находится посредине высоты левого ската большого яра, спускающегося к реке. Ко входу пещеры когда-то были прорублены ступени, ныне уже полностью разрушившиеся и превратившиеся в крутой откос, покрытый меловой крошкой. 


     Вход пещеры таков, что через него может проползти на четвереньках только один человек. И если это бы непрошенный гость, то он мог быть сразу же здесь остановлен и своим телом мог закупорить вход. Через метра два от входа высота пещеры резко поднимается до двух метров, человек может встать в полный рост. В этом месте справа и слева находятся помещения. Чуть дальше по ходу пещеры находятся входы в эти помещения размером примерно два на три метра. Одно из помещений имеет два входа в основной коридор. Сразу за этими входами пещера поворачивает направо под 90 градусов и с ощутимым наклоном уходит вниз в сторону реки. Длина коридора - метров сорок. После изгиба коридор разветвляется на два, один из которых в данный момент заканчивается завалом, а второй приводит в три помещения.

 

     Скорее всего, два предназначалось для моления (судя по остаткам алтарей), одно для жилья. Каждое помещение имеет отдельное вентиляционное отверстие небольшого размера (может проникнуть только рука), уходящее под наклоном на поверхность. В двух помещениях существовало по имеющимся признакам еще выходы на поверхность или же продление коридора с другими комнатами. Сейчас эти места завалены и труднодоступны. Объект очень интересен, но к сожалению из-за открытого доступа сильно попорчен жаждущими увековечить свое маленькое имя.


600-летний старый дуб.

      Старинному дубу, полное название которого дуб обыкновенный или черещатый, более 600 лет. Диаметр ствола этого уникального дерева около двух метров. Его могут обхватить 4-5 человек. Высота 29 метров. Ширина кроны - 21 м на 20 м. 

      На территории Восточной Украины это единственное дерево старожил. При благоприятных условиях дуб может прожить более 1000 лет. 


     Находится этот дуб в Святогорской Дубовой Роще, недалеко от баз отдыха "Дубравушка" и "Версавия".

 

Памятник Артему.

      Одна из вершин меловых гор стала естественным постаментом громадному железобетонному памятнику. Это 22-х метровая фигура Артема (революционера Федора Андреевича Сергеева) по проекту скульптора И.П. Кавалеридзе. Строительство памятника было начато летом 1927 года. Приходится только удивляться, как без средств механизации можно было в такие короткие сроки построить такой монумент. Торжественное открытие памятника состоялось 13 сентября 1927 года. Занимательна история создания монумента. В 1925 году на этом месте стояла небольшая часовня. Советская власть не могла с этим смириться, и было решено установить здесь какой-нибудь памятник. Был объявлен конкурс на лучшее предложение. Проект Кавалеридзе оказался вне конкуренции, но по смете на строительство памятника выделялось только 9 тысяч рублей и не копейки больше… Каково же было удивление жюри, когда архитектор согласился принять в качестве вознаграждения деньги, оставшиеся от сметы после установки монумента! Естественно, от таких предложений не отказываются, и проект Кавалеридзе занял первое место. Стройка началась.

     Большая часть работ выполнялась вручную, на террасе монастыря из железобетона отливались части, которые на небольшом грузовичке поднимались на гору, и с помощью обычного автокрана устанавливались на место. 


     Итак, через два года после объявления конкурса, колоссальный 1000 тонный 22 метровый памятник в стиле кубизма был воздвигнут. И, что примечательно, труд архитектора не остался без награды - от сметы к тому времени еще оставалось 103 рубля… Нелёгкая судьба выпала памятнику: ему пришлось пройти сквозь годы Великой Отечественной войны, быть в гуще сражения и выстоять. Второй памятник Артёму, созданный по такому же проекту, (тридцатиметровая фигура), установленный в городе Бахмут (ныне Артемовск), был разрушен в годы войны. В 1982, 1987, 1993-1997 годах проводились реставрационные работы памятника. 

     Пусть Кавалеридзе не разбогател на этой постройке, но зато его имя будут помнить до тех пор, пока стоит этот монумент. Так что сейчас этот монумент не только памятник Артему-Сергееву - докеру, грузчику, секретарю облпарторганизации, за всю свою жизни ни разу не побывавшему в этих местах, но и архитектору, создавшему выдающееся произведение жанра монументальной скульптуры. 

     Этот памятник стал неразрывной органической частью всего комплекса памятников истории и культуры города Святогорска. Постановлением Кабинета Министров от 27.12.01 года он внесен в реестр памятников национального значения Украины. Причем это единственный в Донецкой области памятник из 44 внесенных в этот реестр. Рядом с памятником Артему сооружен новый монументальный комплекс героям войны. Это три большие мемориальные плиты с именами командира 79-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Н.Ф. Батюка, Героя Советского Союза старшего лейтенанта А.К. Сечкина, Героя Советского Союза старшего лейтенанта И.З. Шуклина.


Дуб Камышева.

      На развилке дорог ведущих направо — к горе Фавор и Николаевской церкви, прямо — к Всехсвятскому скиту, налево — к памятнику Артему и мемориалу героям войны, находится памятник Герою Советского Союза, гвардии лейтенанту Владимиру Камышеву.

      Владимир Камышев после окончания училища был направлен в артиллерийскую разведку, где служил корректировщиком. Так как стрельба прямой наводкой применяется не так часто, в основном противотанковой артиллерией, то в остальных случаях огонь ведется по указаниям корректировщика. Он маскируется на какой-либо высокой точке с хорошим обзором местности и сообщает месторасположение объектов противника. 

     Здесь, в Святогорье, чтобы выйти в тыл врага, нужно было незаметно преодолеть семь линий обороны. А каждая линия — это окопы, колючая проволока и мины. Помимо всей положенной в таком случае амуниции, корректировщик берёт с собой на задание радиостанцию, которая в те годы весила около тридцати килограммов. 

     Если артиллерия противника точно поражает цели, то это обычно означает, что в тылу находится корректировщик. Его можно обнаружить по следующим причинам. Во-первых, он всегда располагается на возвышенности, в точке с хорошим обзором. Во-вторых, у него есть радиостанция, зная ее частоту, легко определить местонахождение передатчика. И, наконец, квадрат, в котором располагается корректировщик, не обстреливается. 

     Когда становится понятно, что управление огнем противника ведется из их тыла, начинается прочесывание леса. Принимать бой в такой обстановке не имеет смысла. Это, как правило, заканчивается либо пленением или гибелью корректировщика. Но есть еще выход вызывать огонь на себя… Так поступил и Владимир Камышев 17 июля 1943 г. в своем последнем бою. Прямым попаданием снаряда дуб был разрушен, герой погиб. Три десятка немецких солдат, пытавшихся захватить Камышева в плен, тоже нашли свою могилу под этим деревом. 

     Памятник на месте последнего боя Владимира Камышева был установлен вскоре после окончания войны. Небольшой обелиск соседствовал с разрушенным деревом. В 1970 г. состоялось перезахоронение праха героя на месте гибели, а в 1972 - 1985 гг. проведена реконструкция памятника, во время которой он приобрел современный вид.


 

Фотогалерея :: История лавры, интересные места и памятники в Святогорске.